Культурология
Социология религии
История мировой культуры и религий
История искусства
Вопросы к зачету
Рабочие материалы .
↑.
Социология религии
Программа курса.
Разработка Дейнеки П.Б., версия 2017-09-06
_________________________________________________________________________
1. Введение. Феномен иррациональных деятельности, знания и мировоззрения. Алгоритм и психофизиологический механизм иррационального. Иррациональное как атрибут культуры. Иррациональная практика в культуре биологического вида pan troglodites. Иррациональная сфера в культуре биологического вида homo sapiens.
2. Первые свидетельства об иррациональных практиках питекантропов, неандертальцев и сапиенсов ледникового периода. Сферы речи, искусства и иррационального. Неандертальские и сапиентные погребения людей и животных: утилитарное и иррациональное в погребальной практике.
3. Переворот в культуре сапиенсов в связи с окончанием ледникового периода. Становление производства – земледелия. Расселение земледельцев по ойкумене из регионов первоначального земледелия. Становление членораздельной речи и стабильных языков. Иррациональные практики начальной земледельческой эпохи. Становление феномена религии как языческой религии. Природа и механизм язычества. Шаманизм. Два рода представлений о "потустороннем" мире: "тот свет" как продолжение и аналог "земного", - и индивидуальный космос-кокон каждого человека, мрачный, скучный и снабжающийся извне, полуголодный (мир Двойника-Ка в Египте).
4. Язычество в раннеземледельческом, древневосточном и античном мире
5. ( продолжение )
6. Возникновение и сущность типа религий спасения и утешения. Понятие «мировые религии» и их состав. Христианство, буддизм, ислам. Воздействие религий нового типа на традиционные локальные, региональные и национальные религии.
7. Основы христианства. Христианское учение о спасении души. Отличительная особенность христианства – формирование трудовой этики. Христианство и материальная жизнь христианских обществ. Раннее, «доэкономическое», христианство. Позднеантичное христианство и позднеантичное рабство.
8. Средневековое и ренессансное христианство
9. Сущность и формы Реформации. Адаптация протестантского христианства к рыночному и буржуазному обществу. Протестантизм; русское старообрядчество; контрреформация и ее адаптация к развитому буржуазному обществу.
10. Христианство в индустриальном обществе ХУШ-ХХ вв.
11. Христианство в современном, информационном обществе
12. Процессы, протекающие в современном исламе.
13. Процессы, протекающие в современном буддизме.
14. Религиозная сфера в современном мире
15. Религиозный «ренессанс» в позднесоветском СССР и послеавгустовской России.
16. Перспективы религиозной сферы в информационном обществе. Возрастание в религиозной сфере иррациональных практик при сокращении теологической сферы.
17. Зачетное занятие.
_________________________________________________________________________
Список литературы.
1.
_________________________________________________________________________
1. Религия - высшая форма иррациональных практик разумного существа. Атеизм как рациональная реакция на иррациональную сферу. Иррационализация рационального и рационализация иррационального по отношению к религии и атеизму.
2. Иррациональные практики в культуре шимпанзе и культуре ранних людей эпохи палеолита.
3. Происхождение язычества в начале эпохи неолита. Сущность язычества как типа религиозных верований.
4. Язычество в ирригационной и античной цивилизации.
5. Христианство как наиболее развитая религия утешения и спасения. Возникновение христианства. Формирование в раннем христианстве трудовой этики для обслуживания позднеантичного рабства. Средневековое христианство, его основные идеи.
6. Христианство в рыночно организованном обществе. Протестантизм, его формы.
7. Ислам как религия спасения и утешения. Ислам в рыночном и информационном обществах. Современные процессы в исламе.
8. Буддизм: история и современность.
9. "Новые религии" конца индустриальной - начала информационной цивилизаций.
10. Православие как течение в христианстве. История и современность.
11. Религиозная ситуация в современной России.
_. .
Требования к зачету.
Зачет выставляется на основе учета текущей работы в семестре (результатов контрольных точек) и ответов на вопросы на зачетном занятии. Учитывается также представление и защита реферата (факультативно).
Текущая работа в семестре складывается из:
а. Посещаемости занятий (по журналу, заполняется старостами).
б. Обсуждения тем занятий в факультативное/консультационное время.
в. Прочтения и отчета книг по курсу (устно).
г. Посещения художественных и информационных выставок культурологической тематики.
д. Поисковой работы в Интернете (с обсуждением).
е. Результата письменного опроса на контрольной точке (с одной контрольной работой).
Опрос для зачета проводится письменно по всем темам курса по контрольным вопросам из списка.
Факультативно в зачете учитываются подготовка и защита реферата (по желанию, тематика и профиль разработки согласуются в течение первого месяца занятий); рецензирование готовых работ по культурологии и истории культуры; участие в работе гуманитарных спецкурсов по выбору студентов (посещение отдельных занятий дроугих групп, под устный отчет).
На итоги зачета оказывает влияние отчет по деятельности студентов в сфере культуры: научное редактирование и художественное оформление полиграфических изданий (для студентов, работающих в издательских фирмах); разработка сюжетов и рецензирование развивающих компьютерных игр (для студентов, работающих в фирмах по производству программных материалов); авторская деятельность студентов в сфере авторской песни, театра, поэзии, изобразительного искусства и т.п.
* * *
↑.